В теме 1 сообщение

На отечественном рынке не так много колод МАК, предназначенных именно для подростков.  Наше издательство выпустило перевод американской колоды "Teenage. Archetype"  - "Архетипы. Подростки" ;с уникальной историей создания и универсальным спектром применения - от индивидуальных консультаций до работы с большими группами,  в несколько десятков человек. И хотя эта колода бы разработана и апробирована именно в среде молодежи, она также успешно используется психотреапевтами в США, Европе, Китае для работы со взрослыми и  семейными парами.

Архетипы. ПодросткиНемного про историю рождения набора

%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD_cr-3.jpgАвтор идеи и создатель колоды - профессор Дженнифер Херес преподает искусство в колледже Дюпаж, Чикаго, штат Иллинойс, США. Когда ее сын был подростком, она много наблюдала за тем, как выражают себя молодые люди в его среде, как называют себя. Нередко подростки как бы застревают на одной-двух ролях, и часто это негативные обозначения себя: "заучка", "тупица", "одиночка".... Профессор Херес загорелась идей создать колоду изображений, которая помогла бы подросткам, молодым людям и взрослым увидеть себя разными, обозначить не одну, а многие роли, которые они выполняют на протяжении жизни. А также, когда мы даем назвние своему состоянию или поведению, мы ощущаем, что мы не одиноки, многие люди в разные века и эпохи также ощущащали себя, например, покинутыми, и смогли это пережить, а не остаться в этой роли навсегда. А значит, это возможно,  я и тоже смогу.

IMG_4655Колода состоит из 88 карт, которые обозначают как базовые архетипы - Мать, Воин - так и более современные модели поведения, понятные подросткам и молодежи: Качок, Рок-звезда, Крутой чувак или Ботан. За всеми этими обозначениями скрыты типичные социальные роли, поведенческие модели, а работа с колодой позволяет нам понять, что мы вправе выбирать себе эти роли, и можем быть разными, меняться и искать себя. Также в колоде есть пустая карта, на которой клиент может изобразить собственную роль, паттерн и работать над ним.

К созданию колоды причастны более 50 художников, фотографов, ювелиров, чьи произведения иллюстрировали разные названия архетипов. После выбора образов, пробные карты были розданы большому количеству молодых людей: с образованием, и без него, из благополучных семей и тем, кто содержится в тюрьмах, разным категориями населения, чтобы получить обратную связь: понятны ли образы и подписи к ним, и как они соответствуют самовосприятию современной молодежи.

Благодаря такой тщательной работе, проделанной Дженнифер и ее командой, мы получили в свое распоряжение универсальный инструмент для психотерапии. По отзывам коллег из разных стран, эти карты помогают работать со школьными классами, с подростками, которые имеют проблемы со здоровьем и нарушения пищевого поведения, c людьми, которые переживают межличностные конфликты или находятся на этапе принятия жизненно важного решения.

Каждая карточка - это не однозначное определение архетипа, так ангел здесь изображен в черных одеждах, а принцесса - это маленькая девочка, современная модница. Некоторые карточки -  это фотографии ювелирных изделий, скульптур, коллажи,  все это сделано для того, чтобы побудить диалог с клиентом или группой.

Пример индивидуальной работы 

Если для клиента важно самоопределение, поиск себя, предложите выбрать из колоды те роли, модели поведения, которые близки ему, про которые он мог бы сказать, да, я довольно часто веду себя, как.... . Попросите клиента выбрать 5-10 основных ролей, обсудите с ним, какие роли для него более желаемые, каким он хотел бы быть в большей степени, а какие стратегии собственного поведения из выбранных хотел бы изменить или уменьшить. Попросите выбрать одну карту - архетип, каким клиент стремиться быть. Попросите его записать небольшой план на ближайшее время, что он мог бы делать каждый день чтобы все более становиться  таким. 

Такое упражнение может являтся для клиента важной вехой в понимании себя, определении своих сильных сторон и составлении плана работы над собой.IMG_4655

Пример групповой работы 

Создатель колоды, Дженнифер Херес, и многие психотерапевты, социальные педагоги и учителя использую колоду для создания историй в группах подростков и молодежи. Вначале разложите колоду на столе изображениями вверх и попросите выбрать каждого одну карту, можно не ставя цели, просто карту, которая чем то впечатлила участника. Затем объедините их в группы по 3-6 человек, и пусть каждая группа придумает свою историю, задействовав все выбранные роли участников группы. В такой групповой работе часто даже сложные роли, как Угнетенный, Сломленный и другие обретают новый смысл: мы видим как в истории группы разные персонажи, роли преодолевают трудности, получают свое развитие. После того, как группы придумали истории, они по очереди рассказывают свои сюжеты и затем, на общем кругу, важно дать возможность каждому поделиться, что он пережил и взял для себя из упражнения, что неожиданного было в создании историй для участника, как это может быть связанно с его личной историей.

арт-терапия обучениеЕсли в группе возникают конфликты, терапевт может присоединится к обсуждению, чтобы дать возможность каждому участнику в безопасной среде принять участие в обсуждении.

Потенциал использования колоды не ограничивается только теми упражнениями, которые написаны выше. Приглашаем вас к обсуждению вашего опыта в исопльзовании данного набора. Оставляйте ваши коментарии в теме, и вместе мы соберем лучшие упражнения по работе с рахетипами и ролями современного человека.

Увидеть изображения, узнать больше о колоде и заказать ее можно по ссылке - "Архетипы. Подростки"

https://macards.ru/product/metaforicheskie-karty-arkhetipy-podro/

 

 

 

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти