Наталия Седова

"ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО" играем и учимся с "Котейкой"

В теме 1 сообщение

Удивительная вещь, значение которой частенько не могут объяснить взрослые люди, — личное пространство. Тема болезненная, поскольку стандартная система образования ей мало занимается, а потому и мы не знаем толком, как разговаривать о таком с детьми и даже как вести себя. 
И многим детям не понятен этот термин. Почему? Родители и педагоги не спешат познакомить с этим понятием, боясь, что ребенок будет "качать права" на тему этого личного пространства... В итоге, когда мы думаем, что пора объяснить -ребенок либо уже искаженно сформировал понятие своего личного пространства, либо произошло что-то неприятное , а ребенок просто не знал,как себя вести . Считаю, что чем раньше мы объясним детям о ЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, тем большую безопасность в этом мире мы дадим детям!

И так, предлагаю вам небольшую игру-занятие на эту тему:
Занятие можно проводить с детьми от 5 до 10 лет .

1. Вы показываете детям схему № 1- круги общения. И рассказываете детям, что входит в круг общения каждого человека.

Подробно обсуждаем каждый круг. 

2. Фиолетовый - Я, моё личное пространство.
Итак, фиолетовый первый и самый главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из любого другого окружения причиняет нам дискомфорт, мы не должны стесняться сказать об этом — и сказать «нет», «стоп». 
Проигрываем ситуации с использованием колоды "Котейка" : 
- дедушка усадил на колени : он спросил меня/ он взял и усадил, потому, что так хочет. Дети подбирают из колоды тех Котеек, которые соответствуют эмоциям и чувствам, которые испытывает ребенок в этой ситуации. Работаем с эмоциями и чувствами, как контролируем,как проявляем.
- предлагаем различные ситуации еще : мамина подруга требует «поцеловать тетю в щечку»; папин друг начинает подбрасывать меня в воздух ; мама начинает "обнимашки" ,когда у меня нет / есть настроения.... и т.д. 
идет важная работа - и разъяснения своего "Я", отношение к своему телу и работа над чувствами ,когда ты строишь "личные границы".
3. Голубой - Семья.
Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. 
Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством и также сами должны уважать пространство наших близких. 

Подбираем ситуации, которые иллюстрируют нарушение границ в семье и по отношению к ребенку, и по отношению ребенка к кругу семьи. Дети выбирают из колоды тех Котеек, которые соответствуют эмоциям и чувствам, которые испытывает ребенок в этой ситуации. Работаем с эмоциями и чувствами, как контролируем,как проявляем.Потом наоборот -что испытывают родные,когда нарушаются их границы.

4. Зеленый- Друзья 
Это круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятия. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления, как объятия, должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И следует проговорить с детьми — по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести. 
Подбираем ситуации, которые иллюстрируют нарушение границ в дружбе и по отношению к ребенку, и по отношению ребенка к кругу друзей. 
Дети выбирают из колоды тех Котеек, которые соответствуют эмоциям и чувствам, которые испытывает ребенок в этой ситуации. Работаем с эмоциями и чувствами, как контролируем, как проявляем.Потом наоборот - что испытывают друзья ,когда нарушаются их границы. 

5. Желтый - Круг знакомых ( то есть те, кому мы машем рукой при встрече, можем поздороваться, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). 
Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать. 
Подбираем из колоды тех Котеек, которые соответствуют эмоциям и чувствам, когда просто знакомый нарушает границы и наоборот.

6. Оранжевый - Профессиональная помощь.
Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, психологи, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребенком, в каких ситуациях у кого искать помощи. Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и что они помогают в случае опасности. Чтобы спасти вам жизнь или сохранить здоровье, им приходится нарушать ваши границы - и это во благо. 
Особенно проработать эмоции, когда ребенку необходимо обращаться к профессиональной помощи. Какие стадии эмоций он может проходить и к чему лучше прийти. подбираем ряд эмоций на картинках Котейки. 

7. Красный - Незнакомцы.
Мы не знаем этих людей (даже если они говорят, что знают нас, — это не важно.) Не все чужие люди плохие, но поскольку мы незнакомы, то не знаем, плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что ВЗРОСЛЫЕ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ПРОСИТЬ ПОМОЩИ У ТЕХ, КТО МЛАДШЕ И СЛАБЕЕ ИХ. 
Подбираем ситуации, проигрываем их и из колоды выбираем тех Котеек, которые соответствуют эмоциям и чувствам, когда ребенок сталкивается с незнакомцем. (Стеснение,страх,стыд, растерянность..... ) обсуждаем эти чувства и находим ответ -как действовать.

Это вкратце. С детьми можно раскрашивать эти круги, проговаривают разные ситуации. Раскладывать Котеек с разными эмоциями и спрашивать -в какой ситуации может проявиться эта эмоция или чувство. Дать угадать, как правильно поступить в каждом из случаев.
И сто раз повторять: если тебе некомфортно, ты должен сказать «СТОП», «НЕТ».
Если кто-то ведет себя неправильно, по твоему мнению, ты должен рассказать другим взрослым — родителям, учителям. 
Никто не может прикасаться к тебе без твоего согласия. (Ты тоже не имеешь права вторгаться в чужое личное пространство без разрешения). Ты не должен пока искать решение сам, ты не должен скрывать, ты не должен стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся спрашивать. Тебе обязательно помогут.
Такое обучение может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое, психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит что-то неправильное. 
Он будет учиться распознавать эмоции и чувства, учиться контролировать или показывать их. И в будущем, спокойно сможет сформировать свое отношение к людям, ситуации, миру. 

Частично использован материал из открытых источников интернета. 

3fxIDYQMgQ0.jpg

Dpjv7hMu1Qo.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти